Ислам (букв. "послушание") - основа мировоззрения мусульманина, регламентирует личные и общественные отношения, жизненный распорядок, систему запретов и обязанностей и т. д. Базовые положения ислама, необходимые к выполнению каждым мусульманином, таковы: исповедание веры (шахада), молитва (салат), налог в пользу неимущих (закят) и паломничество (хадж).
Шахада - "символ веры", фраза: "Ла илаха илла-л-лаху ва Му-хаммадун расулу-л-лахи" ("Нет Бога, кроме Аллаха, и Му-хаммад - пророк Его"). Шахада является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Воины, павшие в битве с врагами ислама, именовались шахидами ("свидетелями", "мучениками"). Шахада содержит два важнейших догмата ислама: исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Она утверждает, что мусульманин должен поклоняться только Аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха.
Салат - каноническая молитва (араб. "ас-са-лат", перс. "намаз") совершается по строго определённому ритуалу. Молиться необходимо 3 раза в день (в 9.00, 15.00, и 21.00), коллективно или индивидуально в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и пятничную (вечернюю) молитву необходимо совершать в мечети. Порядок молитвы: молящийся, совершив омовение, становится на молитвенный коврик лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произносит про себя или вслух формулу намерения совершить молитву. Воздев руки на уровень лица, ладонями от себя, он произносит фразу: "Аллах велик". Взяв левую руку в правую и прижав их к животу, читает наизусть первую суру Корана ("Фатиха" - "Открывающая") и какую-либо другую короткую суру (обычно "Ихлас" - "Очищение"). Затем, упираясь руками в колени, совершает поясной поклон со словами: "Хвала Аллаху". Выпрямившись и держа руки вдоль тела, он говорит: "Аллах услышит того, кто восхвалил Его". Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. Выпрямившись, молящийся садится на пятки и произносит: "Аллах велик". Потом он повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки, вложенные одна в другую. Вся процедура называется ракат. Молитва на рассвете (9.00) - два раката, полуденная (15.00) - четыре раката; вечерняя (21.00) - три раката. Нельзя молиться точно в полдень, а также в моменты восхода и заката. Допускается прямое обращение к Богу, произносимое на любом языке в пристойных выражениях без омовений и ракатов. В походных условиях разрешается молиться без омовений во всякое время и в любых положениях. По окончании молитвы мусульманин, продолжая сидеть на пятках, произносит символ веры, затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, говорит: "Мир вам и милосердие Божие". При коллективной молитве молящиеся становятся рядами, а кто-то один руководит молением, стоя впереди спиной к остальным. Женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это невозможно, они становятся сзади. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал молитвы и даже ограничиваться мысленными движениями. Коллективные вечерние моления совершаются в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной или соборной. Все, способные посетить мечеть, собираются в ней. Каждый совершает молитву в два раката. Затем предстоятель (имам) произносит с кафедры (она называется минбар) или любого возвышения краткую ритуальную проповедь (хутба). Далее следует общая молитва в 1 ракат. В проповеди имам каждый раз может использовать разные группы молитв, цитат из Корана и наставлений. Хутба имеет не только религиозное, но и политическое значение, благодаря традиции упоминания имени здравствующего руководителя государства в молитве за верующих. Если имя правителя опускается, это можно толковать как его осуждение или непризнание.
Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая "очищает", даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Закят уплачивается только взрослыми мусульманами в зависимости от дохода от торговли, ремесла, продуктов земледелия. Собранные суммы должны расходоваться в том городе, где они собирались. На практике закят превратился в налог, расходуемый на нужды государства. Наряду с закатом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования (садака) деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательств. Состоятельные люди жертвуют деньги, земли и недвижимость в виде вакфа в общее пользование (например, постройка и содержание мечети, медресе - религиозной мусульманской школы, больницы, странноприимного дома).
Хадж - паломничество в Мекку, - хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может совершить его сам, вправе послать вместо себя "заместителя". Хадж совершается только в определенное время. Хадж начинается с обряда ихрама - приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи. Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: "Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!". Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест в ходе паломничества. Совершивший хадж получает право носить белую чалму и почётную приставку к имени "хаджи" (зелёную чалму носят только сейиды, потомки Пророка Мухаммада). Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Все в руках Аллаха, и человек создан, чтобы служить Ему. Человек рождается безгрешным и несет ответственность только за сознательно совершенные грехи. Аллах учитывает человеческую природу и прощает грехи покаявшимся. Человек является представителем бога на земле и должен вести себя, как если бы Аллах видел его. Земная жизнь есть переходный период к иной жизни. Те, кто верует в Аллаха и выполняет его заветы, попадают на небеса, а прочие - в ад.
Жизнь есть миссия на Земле, и мусульмане обязаны этим Богу. Жизнь есть обязанность и человек должен беречь жизнь всеми путями:
- Физически, уберегаясь от опасности, сохраняя здоровье.
- Духовно, поддерживая веру.
Жизнь есть святое и охраняемое. Убийство - второй после отрицания Аллаха грех. Грех ложится не только на убийцу, но и на любого, в этом участвовавшего словом или делом, а также присутствовавшего, но не защитившего убиваемого. Самоубийство - такой же грех, как убийство. Поскольку человек не создал себя сам, его жизнь не принадлежит ему. Он не вправе убить себя или позволить кому-то убить себя. Не разрешается мусульманину бежать от трудностей. Верующий создан для борьбы, а не для безделья, для битвы, а не для бегства. Его оружие - непоколебимая вера, а снаряжение - моральная стойкость. Продолжительность жизни не в руках человека, по этому у мусульманина нет ни права, ни силы определить время смерти свое или чужое. Жизни принадлежат Аллаху, и только он решает, когда их прекратить. Это только иллюзия, что самоубийца прекращает свою жизнь, а врачи ее продлевают. На самом деле все в руках Аллаха.
Страдания есть испытание от Аллаха.

Дизайн - drillworks
Верстка - web@mosaic


День