Общие принципы

Исламская одежда имеет сакральное значение, если она подбирается в соответствии с требованиями, изложенными в Коране и хадисах. Исламские богословы подчеркивают, что универсализм Ислама проявляется и в отношении к одежде, так как, помимо соблюдения основных требований и табу, оставляет за человеком любой национальности и культуры право свободного выбора. Причем требования и табу предъявляются как к мужчинам, так и к женщинам. Мы привыкли к тому, что Ислам особенно строг в отношении женской одежды, но и к мужскому гардеробу также существует ряд четких регламентаций.
Существуют общие положения шариата в отношении одежды человека:
- одежда должна закрывать «аврат» мужчины и женщины. Аврат (букв. «нагота») означает те области тела, которые не должны видеть посторонние люди (и мужчины, и женщины). Для мужчин аврат – это область от пояса и до колен, для женщин – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней;
- одежда должна соответствовать полу: женщины не должны носить мужскую одежду и наоборот;
- одежда за пределами дома и семьи не должна привлекать внимания своей роскошью, вычурностью, яркостью, чтобы не вызывать зависти и недоброжелательства других людей, чрезмерного любования лиц противоположного пола;
- одежда не должна подчеркивать форм тела мужчины и женщины, она не должна быть тесной, чрезмерно облегающей, прозрачной, слишком короткой. Одновременно она должна быть удобной, гигиеничной, не стеснять движений ее владельца.
Первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, и эти чисто практические аспекты стали традицией ислама.

Традиционный арабский костюм состоит из четырех основных частей: шаровары, рубашка, верхняя одежда и головной убор. Это минимальное количество слоев одежды сохраняется в арабской культуре начиная с 500 г. до н.э. и заканчивая днем сегодняшним. Естественно, количество слоев одежды может отличаться, да и сами эти предметы весьма разнообразны. Тем не менее, тем, кто играет в Дамаске, нужно собрать вот этот необходимый минимум.

В далеком прошлом единственным различием между мужской и женской одеждой было то, что после рождения ребенка ворот нательной рубахи у женщины приспосабливали для кормления грудью. В XII веке в нарядах мужчин и женщин появились свои особенности: «Если мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если женщина, то следует носить платье со швом, как женщина», — читаем в манускрипте Бурханеддина Али Маргеани. (Шов на рубахе спереди как раз и позволяет сделать более глубокий вырез на время кормления грудью). К 13 в. различий стало еще больше.
В описываемое время большая часть населения, независимо от социального положения, носила костюм примерно одного и того же покроя, который отличался лишь стоимостью и качеством ткани. Разнообразие придавали только украшения у женщин и дорогое оружие у мужчин.

Мужчины

Мужчина на Востоке ходит в многослойной одежде. Считается, что ходить в одном слое одежды, скажем, только в рубахе – неприлично, в таком виде, например, нельзя молиться. Абу-Хурайра в одном из хадисов приводит такой пример: «Однажды мужчина спросил у Пророка, можно ли молиться в одном одеянии. Пророк ответил: «Да имеет каждый из вас по две одежды. Если Аллах делает вас богаче, вы должны одеваться должным образом во время молитвы». Можно ведь надеть плащ, накидку, кафтан. В любом случае, одежда должна состоять как минимум из штанов и рубахи.

1

Самая нижняя, тонкая рубашка называется  хилла (Ghilala). Используется и  мужчинами, и женщинами. Иногда описывается как очень легкий и прозрачный предмет нательного белья.  Мужчины прямо поверх нее могли одевать Mitraf – накидку, сделанную из шелка и богато вышитую по краям. Она была такой большой, что окутывала тело владельца целиком.
За хилла следует камиз (Qamis) - длинная туникообразная рубаха с круглым неглубоким вырезом. Повторимся, что мужской камиз не должен иметь шва спереди, ибо это не пристало мужчине.
Tubban – это нательная одежда, трусы до колена, которые носят на голое тело под другими предметами одежды. Используются и  мужчинами, и женщинами.
Верхние штаны – шаровары -  также имеют универсальный крой: широкие штанины сужались книзу, иногда имели завязки на щиколотках. На талии они держались на шнуре, продёрнутом в подогнутый и прошитый край. И эмиры, и простые крестьяне одевались в ширваль (Sirwal) — простые и удобные штаны со складками, ниспадающими с талии. Как правило, чёрные штаны подпоясывались красным кушаком, обёрнутым вокруг талии несколько раз. Красный цвет пояса вообще считался отличительной чертой человека дамасского происхождения.
Поверх камиза может надеваться каба (Quaba) – нарядный кафтан, который носили представители знати и богатых слоев населения.
При выходе из дома надевают джуббу (djubbeh), или binisch, - верхняя одежда из сукна, с широкими рукавами, без среднего шва, но с боковыми разрезами и невысоким воротником-стойкой, застегивающимся вверху на одну пуговицу. Джубба на подкладке – это мубаттан.
Вместо джуббы могла быть дурра  (Durra'a) – свободная верхняя одежда с рукавами и разрезом  спереди. Дурра часто делается из шерсти, иногда из парчи.
Фараджия – это верхнее просторное платье с широкими рукавами. Обычно одежда почтенных и высокопоставленных лиц.
Рида (Rida') – это плащ, который носят на плечах, прикрывая рубашку. Может также использоваться для прикрытия головы или для того, чтобы закрыть лицо. Шерстяной плащ, который носили и мужчины, и женщины, назывался киса (Kisa). Им пользовались в холодную погоду.

Характерным отношением к одежде можно считать описание внешнего вида пророка Мухаммеда:

2

«Он носил одежду из льна, шерсти или хлопка. Рубашку, платье и белье предпочитал из хлопчатобумажного материала.

Он любил одежду зеленого цвета, надевал бурда[9], джубба[10], красное хилла[11] и каба[12]. У него были два одеяния для пятничной молитвы и зеленая бурда для праздников. Он носил зеленую чалму, а чаще черную чалму без калансуа[13] или калансуа. Если надевал калансуа без чалмы, то приделывал кисточку, которая свешивалась ниже его плеч.
Его чалма не была слишком большой, чтобы стеснять голову, и не была настолько маленькой, чтобы не защитить от жары и холода. Была у него чалма, которая называлась "Облако". Он подарил ее Али ибн Абу Талибу. И если Али приходил с этой чалмой, Пророк – да благословит его Аллах и приветствует! – говорил: "К вам пришло облако".
Он носил сандалии и туфли. Полы его одежд не касались земли, приоткрывая его подошвы. Он начинал одеваться с правой стороны, а раздеваться – с левой. Когда он начинал одеваться, то благодарил Аллаха: "Слава Аллаху, который одел меня, и я скрываю свою наготу этой одеждой и выгляжу красивым". Если он надевал новую одежду, то старую отдавал бедным.
У него был плащ, выкрашенный в желтое, и кольцо из серебра, на котором была вырезана надпись: "Мухаммад, посланник Аллаха". Он носил кольцо на правом или левом мизинце, но чаще – на правом мизинце.
Его постель была из грубой кожи и джута, длиной в два локтя с лишком и локоть с небольшим шириной. Иногда он спал на циновке и на земле.

Он любил уют и не любил сильный ветер. Он использовал благовония – миск, камфору, гуд – и подкрашивал глаза сурьмой.»

[9] Бурда – полосатый верхний плащ.
[10 Джубба – верхнее платье с широкими рукавами.
[11] Хилла – верхнее платье.
[121] Каба – кафтан.
[13] Калансуа – войлочная шапочка.

Большинство моделей верхней мужской арабской одежды спереди почти полностью открыты. Вероятно, это обусловлено тем, что по традиции араб должен не только иметь при себе оружие, но и держать его на виду. Во всяком случае, богато украшенное оружие — неотъемлемая часть арабского костюма.Обычно это кинжал с резко загнутым концом, в ножнах, известный как "джамбия" или "ханжар", и меч в ножнах — "сейф".  Каждый мальчик, которого уже не пускают в баню с женщинами, так как он достиг возраста мужчины, начинает носить кинжал, который считается признаком его мужского достоинства.
Пояс, то есть "хизам", является важной частью традиционной одежды. Пояса не только держали оружие — в них также прятали деньги и другие предметы. В прошлом хизам изготовлялся из различных материалов. В Дамаске, повторюсь, предпочитали кушаки красного цвета.
Использование широкого серебряного пояса вместо кушака указывало на высокое положение в обществе.
Шерстяное рубище – одежда из грубой шерсти, «суф» - отличительный признак мусульманских аскетов-мистиков суфиев. Надеть шерстяное рубище – значит стать суфием.
Тайласан – платок, носимый поверх чалмы для защиты шеи от солнца. Подобный платок обычно носили мусульманские юристы (факихи) и судьи.

В исламе все предметы одежды так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, включая головной убор, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный). Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел носить чалму. Более подробно о чалме смотрите ниже, в разделе «Головные уборы».

3

Обувью служат сапоги, также и туфли без задников, для пущей вентиляции. Мусульмане из простонародья обычно бреют голову наголо, носить локоны и прически считалось привилегией знати.

 

Женщины

Женский костюм в целом повторял многослойный мужской. Причем многослойность была признаком благосостояния. Женщины из бедных слоев, не имевшие возможности покупать много одежды, пользовались различными ухищрениями вроде дополнительных ложных рукавов, или  шаровар, для изготовления которых использовали два разных вида ткани: получше — на нижнюю часть, которую было видно из-под платья, а из плохенькой ткани шили верх. 

Обычно женская одежда состояла из тех же слоев: тонкая хилла, поверх нее длинный вышитый камиз с узкими рукавами, затем дурра или другое верхнее платье с широкими рукавами (зачастую не одно). Были также специфические предметы одежды, которые можно описать как «рубашки без рукавов», различной длины (такая рубашка надевалась например, в бане ?).

4

Схема отсюда http://fenris.net/~lizyoung/16thCePers/16thCePersian.html

Когда надевали несколько платьев сразу, то широкие рукава разной длины с красивой вышивкой по краям, выглядывавшие один из-под другого, смотрелись очень эффектно.

Камиз женский – взято отсюда http://www.geocities.com/anahita_whitehorse/kamiz.html

5

Женщины не носили одежды из  белого полотна. Ношение одежды белого было прерогативой мужчин. Если для женского камиза использовались светлые тона, они были приглушенные.
Зажиточные женщины никогда не носили одежды, которая была вторично окрашена, в отличие от более бедных. Вдовы и женщины с кожными заболеваниями носили одежды черные или цвета индиго. Танцовщицы и певицы предпочитали розовые, красные и зеленые цвета (надо заметить, что эти профессии в арабском мире отнюдь не считались почетными). Впрочем, и другим женщинам ношение одежды этих цветов не запрещалось.

Одной из наиболее постоянных составляющих женского костюма можно считать длинную верхнюю накидку Изар (Izar). Изар – кусок полотна или шелковой ткани, в которую закутываются арабские женщины, выходя на улицу. Женщина могла задрапироваться им полностью, с головы до пят. Изар может быть хлопчатобумажным или шелковым. Меньший тип такой накидки позволял драпироваться от пояса и назывался "Mi'zar".

6

Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки, серебряные пояса и другие украшения нередко составляют самую ценную часть личного имущества женщин. Не надо забывать, что при разводе женщина могла уйти из дома, оставив себе только то, что было на ней – отсюда и любовь к большому количеству золотых украшений.

Из всех частей одежды арабской женщины следует выделить головной убор. Это самая характерная особенность традиционного женского наряда. Традиция носить вуаль идёт от ассирийцев и датируется XV веком до нашей эры. Таким же древним считается обычай ходить с покрытой головой. На Ближнем Востоке долгое время это было для женщин символом скромности. Считалось, что добродетельная женщина должна носить вуаль и платок. Так или иначе, в пустыне без солнцезащитных очков эти вуали и платки были необходимы. Непереносимый блеск песка может нанести вред глазам и даже вызвать слепоту, а долгое воздействие солнечных лучей — повредить кожу лица. Солнце отрицательно влияет также на волосы, а песок может вызвать раздражение кожи головы.
Широкий платок назывался Ishaba. Он повязывался вокруг головы, был богато вышит и украшен камнями и жемчугом. Волосы мог удерживать вышитый, например, арабской вязью, платок меньшего размера Wiqaya.
Многие горожанки носили вуаль. Такая вуаль обычно называется "вуаль Мекки", поскольку похожа на ту, что носили мекканки в давние времена. Как правило, её делают из расшитого лёгкого белого газа, жёстко накрахмаленного. Фасон её уникален: вуаль часто достигает пола. Некоторые вуали были расшиты серебряными нитями и жемчугом. Их, конечно, носили женщины богатые, и притом в торжественных случаях.

В описываемое время только часть городских женщин-мусульманок закрывали лицо накидкой, как на людях, так и дома. В основном это был символ статуса, показывающий, что женщине из этой семьи нет необходимости работать и обеспечивать себя средствами существования. Никакого обязательного ношения паранджи и ее аналогов на нашей игре нет. Если женщина хочет закрыть лицо, оставив только глаза, она делает это легким платком из кисеи или газа – никаб (Niqab).

7

Головные уборы

Чтобы не пекло голову днем, и чтобы ночью она не мерзла, ислам предусматривает постоянное ношение головного убора. Если не считать откровенно незаметные круглые шапочки, то основным и главным убором является чалма - весьма длинная, и как правило навитая не на пустую голову, а на какую-нибудь маленькую шапочку (калансуа), как стог навивается на шест-стожар. Толстый слой ткани – это и теплоизолятор, и статус-символ владельца.
Иногда тюбетейку ("куфийя" или "тааджийя") не покрывают платком, и тогда она становится "молитвенной шапочкой". Мусульмане обязательно закрывают голову во время молитвы. Фактически же это — "потовые шапочки". Первоначально они служили для того, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью.
По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я.Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.
Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, при приеме гостей и т.п.

Однако некоторые набожные старики и представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда "его руки станут чистыми", то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.

8

Было два основных вида чалмы, которые отличались и по названию: большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор, и маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута. Термин "фута" пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы — или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).
Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач. Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь. Спереди чалма могла крепится эгретом (ювелирное украшение в виде пера или для перьев).
Длина чалмы духовных лиц должна быть достаточной для того, чтобы развернуть и использовать чалму в качестве савана в случае смерти владельца.
В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму и её конец спускал на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
Практичный совет. Чтобы постоянно не наматывать чалму на голову, берете круглую, лучше по размеру головы, основу, и на нее наматываете полосу ткани длиной метра 3-4. Ширина ткани при этом где-то 30-50 см. Ткань сгибаете пополам(находите центр, этот центр приходится на лоб). Далее концы ткани обматываете, перекручивая спереди. Всю конструкцию закрепляете иголкой с ниткой. Эгрет цепляете по мере надобности. Но и без него тоже должно выйти неплохо.
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.

Иллюстрации

Иллюстрации http://www.geocities.com/anahita_whitehorse/heaven.html
Выкройки http://home.earthlink.net/~lilinah/Rashid/Rashid0.html
Восточная обувь http://www.nadomodu.narod.ru/index180-1.html

Часть этого документа распространяется на основании Лицензии. Остальной текст является интеллектуальной собственностью соответствующих правообладателей.

Дизайн - drillworks
Верстка - web@mosaic


День