(из книги: Н. Горелов. Царствие небесное. Легенды крестоносцев 12-14 веков. – Спб, Азбука-Классика, 2006)

1. Сарацины, в соответствии с бытующим у них превосходным обычаем, прежде чем молиться, омывают свои половые органы, ладони, руки, лицо, рот, ноздри, уши, глаза, волосы наипристойнейшим образом и в конце концов ноги. И, совершив это, громким голосом возглашают, что веруют в Единого Бога, который не имеет ни равного себе, ни подобного, и Магомет — это пророк Его.
2. О посте. Каждый год они соблюдают очень строгий пост около месяца. Но когда постятся, то в ночное время употребляют пищу, днем полностью отказываются от еды, а именно: с того момента, когда они утром смогут отличить кусок черной материи от белой, и вплоть до заката должно не есть, не пить и воздерживаться от сношения с женами. С той же поры, когда солнце заходит, и вплоть до наступления следующего утра разрешено им и пить, и есть, и ласкать своих супруг. Если же человек или заболел, или отправился в дорогу, или ослаб, или эта пора застала его в пути, то в этих случаях ему разрешено есть, пить и предаваться плотским утехам независимо от времени суток. Но когда подорожные или временные обстоятельства будут позади, он должен восполнить упущенное по мере возможности.
3. О храме, в котором они молятся. Также единственный раз за всю жизнь, причем исключительно ради интереса, все они предпринимают паломничество к храму Бога, а чтобы посмотреть на этот храм, приходится отправиться в Мекку. И там они молятся и обходят его (то есть храм) кругом, одетые в одежды без единого шва, я также от пояса или бедер кидают назад камни в ознаменование сокрушения дьявола. Этот самый храм, как говорят, был возведен Адамом после того, как Бог изгнал его из рая, и оставался местом совершения молитв для его детей до тех пор, покуда не настало время Авраама. Авраам же. благоверный слуга Flora, укрепил его, украсил, и стал совершать в нем подношения Господу, и приносил жертвы, и оставил его сыну своему по имени Измаил. И вот для него и для детей его храм стал местом молитвы на многие годы, вплоть до тех пор, покуда не родился Магомет, рождение которого Бог предрек Измаилу и многим поколениям его потомков, как они утверждают сами. Кроме того, он предрек, что враги Бога и пророка будут притеснять, грабить, убивать их и преследовать всевозможными способами, до тех пор покуда они не уверуют в истинность этого пророчества
4. Об употреблении мяса. Они употребляют абсолютно любое мясо, за исключением свиной плоти и крови, причем это касается не только падали, но и убоины. Также с презрением отвергают и кое-что еще, ежели это не может быть освящено именем Бога.
5. О числе жен. У них разрешено одновременно иметь четырех законных жен, и когда разводятся с одной из них, всегда берут другую (на ее место), ибо от числа четыре не отклоняются ни в ту, ни в другую сторону.
6. Об их разводе. В разводе придерживаются следующего: любой может развестись до трех раз, но, разводясь, он обязан возвратить приданое.
7. О том, что наложниц они имеют, кто сколько хочет. Наложниц же, а также невольниц каждому разрешено иметь столько, сколько ему нравится. И когда ему заблагорассудится, он может продавать их и покупать снова. Однако, после того как она один раз от него забеременеет, никто другой не властен накинуть на нее путы рабства.
8. О том, что у них разрешено кровосмешение. Также у них разрешено брать жен из числа своей родни, чтобы увеличить потомство собственного рода, и среди них весьма процветают крепкие узы дружбы.
9. Об их судопроизводстве. По имущественным искам они осуществляют судопроизводство тем же способом, что и евреи, а их образ жизни вам хорошо известен: истец сам собирает доказательства, отрицающий (вину) оправдывается под присягой. Никаких же иных свидетельств, кроме весьма достоверных, а также подтвержденных достойными людьми, они не признают.
10. О том, что в некоторых вещах они следуют закону Моисея. В некоторых же других случаях они придерживаются Моисеевых заповедей: так, ежели кто прольет кровь человека, то его соответственно наказывают за этот грех. А если кого-нибудь уличат в прелюбодеянии, то он будет вместе с прелюбодейкой побит камнями.
11. Каким образом у них карают за преступления. Если же двое будут замечены в каком-либо ином разврате, то каждый получит по 80 ударов. Воровство у них считается столь нечестивым грехом, что (пойманного) по первому и второму разу наказывают 80 ударами, по третьему разу отрубают руку, по четвертому — ногу. А если кто-нибудь кому угодно отсечет один из членов тела, то выплачивается соответствующая сумма денег. Этих установлений они придерживаются неукоснительно, потому что если бы каждый мог бесконечно творить произвол, весь их народ был бы уже давно уничтожен.
12. О том, что они должны воздерживаться от вина. Им предписано всегда воздерживаться от вина, а попойки и пиры считаются преступлениями. Вот каковы их наиболее важные установления, которые они с давних пир соблюдают ежедневно.
13. О рае, в который они верят. Рай, как было возвещено им Богом через истинного пророка Магомета, данные им установления веры и заповеди, коих они обязаны придерживаться, — это сад наслаждений, где берут начало все реки мира. Там живут вечно, отдыхая под сенью деревьев и не страдая ни от холода, ни от жары. Любые плоды и любые кушания там доступны людям. Если у кого-нибудь проснется к чему-либо аппетит, то он тут же обнаружит желаемое подле себя. Все одеты в шелка самых разнообразных цветов и возлежат в роскоши, а ангелы с золотыми вазами виночерпиев прогуливаются между ними и, поднося в золотых чашах молоко, а в серебряных — вина, говорят: «Пейте и ешьте во всеобщем ликовании, ибо то, что было обещано, ныне исполнилось». Их ласкают девственницы, превосходящие своею красотою прелесть кораллов и гиацинтов, причем соитие это не доставляет боли ни человеческой, ни дьявольской. Видно, хорошая дана им вера.
14. О том, что они считают преисподней. Не станет бесконечным наказание в аду для грешников, если верить заповедям Бога и Магомета, пророка его. Какие бы преступления ни отягощали грешников, если в день своей смерти уверуют в Бога и Магомета, то в день суда, представ перед Магометом, спасены будут.
15. О Магомете и его учении. Магомет, потеряв обоих родителей, провел детство под покровительством Маиета, своего дяди по матери. В те времена вместе со всем народом арабов он был воспитан в духе идолопоклонства. А о своем обращении к Аль-корану говорил, что Бог сказал ему: «Ты был сиротой, и Я ввел тебя в заблуждение, и вот Я обратился к тебе, бедному, и сделал богатым». И действительно, став через несколько лет наемным слугой некой знатной госпожи Кадигии, он вскоре настолько овладел душою своей госпожи, что с помощью законного брака получил в свое распоряжение все дела, равно как и имущество благодетельницы. Итак, превратившись с ее помощью из бедняка в самого богатого человека, он настолько возгордился, что и само царство арабов стал бы воспринимать как нечто себе принадлежащее, если бы не боялся своих единоверцев, которые не считали его царем, ибо среди них были как равные ему, так старшие и старейшие.
16. О его хитрости. Тогда он выдумал способ стать царем: решил притвориться пророком. А затем стал испытывать, насколько его врожденные способности к красноречию и кривлянью действуют на различные народы, среди которых он вел торговлю. Вышло так, что в это время большинство арабов были воинами и земледельцами и почти как один оставались язычниками, за исключением следовавших закону Моисея согласно установлениям самаритянской ереси, а также прочих христиан — несториан и якобитов.
17. О якобитах, и откуда они пошли. Эти еретики называются так по имени некоего Якова. Они совершают обрезание и считают, что Христос не имел Божественной сущности, а был исключительно человеком, зачатым посредством сошествия Святого Духа и рожденным Девой. Однако они не верят в Его распятие и смерть.
18. В это самое время жил в округе Антиохии некий архидьякон — друг Магомета. Он был якобитом, а поэтому его позвали на собор и отлучили от Церкви. Это отлучение окончательно уничтожило в нем всякий стыд, а поэтому он бежал из округи и отправился к Магомету. И вот, опираясь на его советы, Магомет смог осуществить то, что задумал, но не в силах был один привести в исполнение. Были также иудеи среди тех арабов, которых мы называем еретиками: Абдия, Ахатбала, Абат-диери. Это именно они примкнули к Магомету и помогли в осуществлении его глупостей. При этом каждый из троих разбавил закон Магомета своею ересью, представив ему все это как данное от Бога, чему как еретики-иудеи, так и еретики-христиане, которые жили в то время в Аравии, поверили, будто истине. А те, кто отказывался по доброй воле, уверовали из страха перед мечом и насилием.

Источник: латинская рукопись последней четверти 13 в., Туринская национальная библиотека.

День